О происхождении обозначения CMYK

Почему применяется обозначение CMYK, а не CMY? Теоретически чисто-голубой краситель полностью поглощает красный цвет, а чисто-пурпурный и желтый — зеленый и синий свет соответственно. Сочетание идеально чистого голубого, пурпурного и желтого красителей поглощает весь свет, который воспринимается человеком как черный цвет (если его вообще можно видеть, поскольку единственными идеально черными объектами во вселенной являются черные дыры, которые непосредственно не видны). Если же один или более красителей не являются идеально чистыми, некоторое количество света отражается, а не поглощается ими. Именно поэтому во многих трехцветных устройствах, работающих на тонере, черный цвет имеет зеленоватый оттенок, а на печатных машинах черный цвет, получаемый путем смешения трех основных красок, имеет грязновато-коричневый оттенок. Объясняется это неидеальностью применяемых красителей. Фотографические красители ближе к идеалу, чем типографские краски и тонеры, однако последние должны удовлетворять, помимо цвета, другим физическим требованиям, включая способность прилипать к бумаге и друг к другу, высыхать в течение приемлемого периода времени, быть светопрочными и доступными по цене. Подобные требования неизбежно сказываются на чистоте цвета. Поэтому для получения более чистого черного цвета, который способен поглощать максимум света и в то же время должен быть как можно более нейтральным, применяется черная краска. Еще одним веским основанием для применения в печати дополнительной черной краски служит тот факт, что черные объекты (в частности, текст) намного проще печатать в том случае, когда нельзя добиться идеального совмещения голубого, пурпурного и желтого вариантов выводимого на печать документа.

Возникает также вопрос: почему применяется обозначение CMYK, а не CMYB? Существует общепринятое соглашение о том, что буквой "В" (в английском варианте) обозначается синий, а не черный цвет. Операторы печатных машин нередко называют голубой синим, а пурпурный красным, что, безусловно, неверно и не поощряется. Однако подобная практика настолько укоренилась, что тратить время и силы для ее изменения не имеет никакого смысла. Существует несколько версий, объясняющих выбор буквы "К" для обозначения черного цвета, однако самое простое объяснение заключается в обозначении термином "key" основной печатной формы для черной краски, к которой приводятся печатные формы остальных красок. В связи с тем, что черный цвет является самым темным и различимым, его удобно использовать в качестве основного цвета печати. Так или иначе, печать выполняется красками CMYK, а не CMYB.

Аналоговые корни

Числовые значения в файлах RGB и CMYK на самом деле не обозначают конкретный цвет. Напротив, они обозначают количество красителей — веществ, использующихся в физических устройствах для получения цвета. Обе модели, RGB и CMYK, применялись в аналоговой среде задолго до их переноса в цифровую среду.

Печать красками CMYK получила широкое распространение в качестве производственного процесса еще в начале 1920-х годов. И вплоть до 1970-х годов, когда допечатная подготовка изданий была перенесена в цифровую среду, цветоделение CMYK выполнялось оптически, т.е. путем фотографирования оригинала с применением С, М, Y и нейтрально-серого светофильтров (в последнем случае для изготовления печатной формы, предназначенной для черной краски). В первых моделях сканеров использовались аналоговые сигналы RGB, которые обычно преобразовывались непосредственно в аналоговые сигналы CMYK, а последние применялись для экспонирования пленки, из которой изготовлялись печатные формы. При первоначальных попытках формирования цвета цифровым путем использовались цифровые сигналы RGB и CMYK, имитировавшие своих аналоговых предшественников. Это был простейший, но не самый лучший способ перехода к цифровому цвету.

RGB-монитор

Для отображения цвета на мониторе электроны, испускаемые электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), попадают на люминофоры — соединения химических и минеральных веществ, излучающие свет, когда их бомбардируют (и возбуждают) пучки электронов. В цветных мониторах применяются три разных люминофора, нанесенных на внутреннюю поверхность экрана ЭЛТ, для излучения красного, зеленого и синего света. Благодаря изменению интенсивности пучка электронов можно заставить люминофоры излучать больше или меньше красного, зеленого и синего света, а значит, воспроизводить различные цвета.

Однако точное воспроизведение цвета зависит от типа применяющихся люминофоров, их срока службы, конкретной схемы и других характеристик монитора и даже от напряженности магнитного поля, в котором находится монитор. Люминофоры всех цветных мониторов воспроизводят вполне распознаваемый красный, зеленый и синий цвет. Тем не менее существуют по крайней мере пять различных наборов люминофоров, широко применяющихся на практике, причем они могут существенно отличаться даже в одной партии. Если к этому добавить личные предпочтения в отношении устанавливаемых уровней яркости и контрастности, то маловероятно, чтобы два монитора воспроизвели одинаковый цвет от одного и того же сигнала, даже если они одной модели и из одной партии.

RGB-сканер

Для фиксации цвета в сканере или цифровой фотокамере применяются монохроматические светочувствительные датчики, а также красные, зеленые и синие светофильтры. Каждый датчик формирует напряжение, пропорциональное количеству света, поступающего в него через светофильтры, после чего эти аналоговые напряжения преобразуются в цифровые значения R, G и В. Точные цифровые значения формируются сканером или цифровой фотокамерой по заданному образцу цвета в зависимости от спектрального состава источника света и характеристик пропускания светофильтров. Аналогично люминофорам монитора светофильтры сканера и цифровой фотокамеры отличаются у разных поставщиков, а кроме того, они меняют свои характеристики по мере старения. Это же относится и к лампам сканеров. А в цифровой фотокамере фиксируемый свет может изменяться в широких пределах: от тщательно контролируемого в студии освещения до дневного света, который, в свою очередь, меняется даже в течение одной экспозиции. Поэтому маловероятно, чтобы два устройства фиксации изображений сформировали одинаковые значения RGB, исходя из одного и того же образца цвета.

СМУК-принтер

Для печати изображений на бумаге на нее наносятся точки голубой, пурпурной, желтой и черной краски. В традиционных растрах расстояние между центрами точек сохраняется постоянным, однако размер самих точек меняется, благодаря чему образуются различные оттенки или тона. Во многих настольных принтерах и в некоторых промышленных печатных машинах применяются разные виды растров, называемых стохастическими растрами, или растрами с рассеиванием ошибок, каждая точка которых имеет одинаковый размер, а цвет изменяется благодаря печати большего или меньшего числа точек на данном участке.

 

Цветная цифровая печать распечатка Киев, тиражирование на ризографе Дарница, цветная цифровая срочная печать распечатка Троещина А4 А3 А2 А1 А0, услуги полиграфии Киев, услуги ризографа Дарница, сканирование Киев, цифровая печать А4 А3 А2 А1 А0, изготовление штендера Лесной массив, брошюровка Киев, заказать визитки за час срочно Левобережная, дизайн и полиграфия Киев, изготовление визиток Левобережная, изготовление переплета Чернтговская, изготовление плакатов Киев, изготовление алюминиевых рамок Троещина, изготовление табличек на двери Киев, изготовление твердый переплет диплома диссертации Киев, ламинация Левобережная, книжный переплет Дарница, печать на ризографе Киев, печать плакатов афиш Киев, печать на холсте Левый берег, переплет страниц документов Киев.
Цифровая печать Левобережная / визитки Дружбы народов / ризограф / таблички / печать плакатов / печать на холсте Киев / переплет дипломов Киев / © 2005