Цвет в цифрах

В физическом устройстве или на носителе, будь то монитор, прозрачная пленка или печатная страница, цвет воспроизводится путем манипулирования зеленым, красным и синим светом.

При использовании настоящих RGB-устройств, в частности, мониторов, сканеров и цифровых фотокамер, работать со светом зеленого, красного и синего цветов приходится непосредственно. Что же касается пленок и печати, то манипулирование светом зеленого, красного и синего цветов здесь по-прежнему возможно, хотя это и делается косвенно с использованием красителей CMYK для вычитания длин волн этих цветов из белого фона. При этом голубой краситель поглощает красный свет, пурпурный — зеленый свет, а желтый — синий свет (отсюда и название "субтрактивные", т.е. вычитающие основные цвета). В цифровом виде цвет кодируется таким образом, чтобы его можно было представить разными величинами основных цветов R, G и В или С, М и Y либо С, М, Y и К (ЫасК — черный; см. врезку "О происхождении обозначения CMYK"), как это принято в полиграфии и некоторых настольных принтерах.

К сожалению, подобные математические модели цвета довольно неоднозначны. Содержимое файла RGB или CMYK можно рассматривать не как цвет, а как некоторый рецепт составления цвета, который интерпретируется каждым устройством в соответствии с его возможностями. Так, если имеется двадцать способов приготовления блюда по одному и тому же рецепту, это означает, что в конечном счете можно приготовить двадцать несколько отличающихся друг от друга блюд. Аналогично, если вывести один и тот же файл RGB на двадцать разных мониторов или файл CMYK на двадцать разных печатных устройств, в итоге получатся двадцать незначительно (а иногда и значительно) отличающихся друг от друга изображений. Этот факт легко проверить, взглянув на ряд одновременно работающих телевизоров разных моделей в магазине бытовой электроники. Они принимают одну и ту же программу (рецепт), но в силу отличающихся характеристик формируют разные визуальные результаты (включая и цветопередачу). Подобное явление наблюдается даже у одинаковых марок и моделей телевизоров.

Модели RGB и CMYK первоначально были созданы в аналоговой, а не в цифровой среде, причем ни одна из них не была предназначена для точного описания цвета. На самом деле эти модели описывают управляющие сигналы, посылаемые на разные цветные устройства, чтобы они воспроизвели то, что в конечном итоге будет восприниматься как цвет. Таким образом, числовые значения RGB и CMYK следует всегда рассматривать в качестве настроек цвета для конкретных устройств.

Однако точное воспроизведение цвета на печатающем устройстве зависит от используемых красителей, цвета бумаги и способа взаимодействия красителей с бумагой (как химически, так и физически). В частности, на струйных принтерах со временем наблюдается изменение цветов, если краска и бумага подобраны неудачно (что наиболее заметно в области нейтральных тонов). А цветные лазерные принтеры и копировальные аппараты весьма чувствительны к изменению влажности.

На промышленных печатных машинах цвет может меняться в зависимости от температуры, влажности, господствующего направления воздушных потоков и даже душевного состояния оператора! Поэтому маловероятно, чтобы два разных печатных устройства воспроизвели одинаковый цвет, исходя из одних и тех же значений CMYK.

Цвета и их определения

Многие путают число определений цветов с их количеством. Так, например, выше упоминалось, что цвета, предназначенные для CMYK-принтера, естественным образом кодируются в виде четырех каналов. Но действительно ли 8-разрядное изображение CMYK представляет 256x256x256x256 или 4,3 миллиарда кодируемых цветов? Теоретически это так. Четыре произвольных канала дают 4,3 миллиарда кодовых комбинаций, но когда этим каналам присваиваются интерпретации цветов С, M, Y и К, оказывается, что четвертый канал (К) не увеличивает число цветов. На самом деле многие кодированные значения CMYK обозначают один и тот же цвет. В частности, значения 50С, 50М, 50Y, 0К теоретически кодируют ту же самую градацию серого, что и значения ОС, ОМ, 0Y, 50К, и поэтому кодирование получается достаточно избыточным. На это можно возразить, что избыточные значения К вносят дополнительные уровни тонов в каналы CMY, но это не упрощает, а лишь усложняет объяснение. Поэтому ограничимся тем, что общее число кодируемых цветов в 8-разрядном изображении CMYK намного меньше, чем 4,3 миллиарда теоретически возможных цветов.

Выше упоминалось также о том, что существуют сканеры, которые способны различать больше 256 уровней тонов, кодируемых 8 битами (это так называемые 10-, 12- и 14-разрядные сканеры). Многие путают эту способность сканеров с их динамическим диапазоном (пределами изменения яркости от самого яркого до самого темного уровня), в котором сканер способен надежно различать изменения тонов. Некоторые производители сканеров могут заявить, что их "высокоразрядные" сканеры обеспечивают больший динамический диапазон, чем 8-разрядные. Но это нелепо, поскольку динамический диапазон представляет собой аналоговые пределы работы устройства, фиксирующего изображения, и не имеет ничего общего с разрядностью цвета. Более высокая разрядность цвета просто дает больше возможностей для правки изображений путем разделения динамического диапазона устройства, фиксирующего изображения, на более дискретные участки. Динамический диапазон можно представить в виде высоты лестничного пролета, а разрядность цвета — в виде числа ступенек в этом пролете. Очевидно, что если нужно сохранить ступеньки как можно более мелкими (что, собственно, и делается во избежание огрубления изображения или полосатости), для расширения динамического диапазона требуется больше мелких ступенек (разрядов), хотя прямой зависимости между этими величинами не наблюдается.

 

Цветная цифровая срочная печать А4 А3 А2 А1 А0, Киев, твердый переплет дипломов диссертации, Левый берег, брошюровка Троещина, срочные визитки Левобережная, сканирование, цветная печать на принтере, штендер изготовление Киев, цифровая печать Левобережная, услуги ризографа Киев, твердый переплет диплома Левый берег, тиражирование на ризографе Киев, сканирование текста Дарница, ризограф Киев, рекламная полиграфия Троещина, прошивка дипломов Киев, полиграфия Русановка, плоттерная порезка Левый берег, пластиковый и металлический переплет Левобережная, печать плакатов Киев, печать фотографии на холсте Киев, печать плакатов афиш постеров чертежей Левый берег, изготовление визиток Киев, изготовление рамок Черниговская, изготовление табличек на дома Лесная, ламинация документов Киев
Цифровая печать Левобережная / визитки Дружбы народов / ризограф / таблички / печать плакатов / печать на холсте Киев / переплет дипломов Киев / © 2005